Как проверить состояние сервера

1 Февраля 2022

проверка сервераНевозможно представить работу современного бизнеса, вне зависимости от его масштабов, рода деятельности без серверного оборудования. От того, насколько правильно оно будет подобрано, его изначального качества во многом зависит стабильность, эффективность и продолжительность службы. Но на этом останавливаться на стоит. В рабочем процессе необходимо регулярно выполнять мониторинг серверов. Проверять то, насколько корректно работает система хранения данных, программное обеспечение, службы, сервисы. Это позволит вовремя среагировать на непредвиденные ситуации и исключить серьезные проблемы, чреватые потерей клиентов, прибыли, производственными простоями.

Надо понимать, что сбои может давать даже самая надежная техника. И это не повод для паники. Надо просто регулярно проводить проверку ее работоспособности. Выполнять эти работы вручную – нерентабельно. Сил, времени и денег будет затрачено намного больше, чем эффект от достигнутого. Поэтому работы по контролю над функционированием серверов выполняют автоматизированные системы. Специалисту останется только вовремя реагировать на сбои. Но, обо всем по порядку.

Зачем нужен мониторинг серверов?

Вы работаете системным администратором? Представьте, что ваше привычное утро начинается не с чашки ароматного кофе, а с кучи звонков и сообщений и том, что сервер не работает, трудовая деятельность компании парализована. Согласитесь, ощущения не из приятных. Никто не застрахован от подобной ситуации. Но ее можно предотвратить, если регулярно будет выполняться проверка сервера.

Она позволяет в режиме реального времени следить за производительностью машины, ее функциональностью, заполненностью памяти и выявлять проблему до того, как ее влияние коснется работников офиса, скажется на оттоке покупателей, репутации бизнеса. Предусмотрев заблаговременно комплексный мониторинг серверного оборудования, вы сможете:

  • держать под контролем всю аппаратную составляющую машины;
  • предотвращать непредвиденные и не особо приятные инциденты со сбоями;
  • получать мгновенное оповещение о проблемах, что позволит быстро их решить;
  • минимизировать время и затраты труда на ручную проверку функционирования системы.

Соответствующие автоматизированные системы могут работать не только с сервером. Их также можно использовать и для контроля над работой всей корпоративной сети. Особенно актуально это стало при расширении локальных сетей. Сегодня они включают удаленные пользователей, мобильные гаджеты, беспроводные сети облачные технологии, интернет вещей и пр.

Аренда выделенного
сервера
Разместим оборудование
в собственном дата-центре
уровня TIER III.
Конфигуратор сервера
Подбор оборудования для решения Ваших задач и экономии бюджета IT

Какие данные о состоянии сервера позволяет получить его проверка?

Проверка состояния сервера позволяет определить следующие параметры:

  • состояние памяти;
  • производительность процессора;
  • потоки трафика, проходящие через оборудования;
  • статус системы охлаждения и температура окружающей среды;
  • заполненность HDD или SSD-дисков, если они подключены в вашей машине;
  • общее состояние сервера;
  • статус заданий.

Этой информации будет вполне достаточно для того, чтобы понять, насколько забита ваша система хранения данных, как работает оборудование, с какими потоками трафика оно сталкивается, насколько загружен центральный процессор и пр. Можно даже определить, насколько эффективно в корпоративных серверах работает система охлаждения. Программа, контролирующая все эти показатели, работает автоматически, предусмотрен режим оповещений. То есть системный администратор сразу же узнает, если возникнет проблема с функционированием сервера.

Как правильно организовать мониторинг серверов

Правильная настройка мониторинга сервера при помощи соответствующего приложения – это только решение части задач, стоящих перед администратором. Он еще должен убедиться в том, насколько корректно работает сам ресурс, не пропадает ли интернет-соединение. Это обеспечит доступность сайта вашей компании или интернет-магазина для потенциальных клиентов, деловых партнеров, покупателей в режиме 24/7. Так, доступность сайта для пользователей стоит проверять каждый час-два. Также комплексный мониторинг будет включать проверку на наличие или отсутствие проблем с:

  • Работоспособностью DNS-сервера. Бывают ситуации, когда сайт физически доступен, но его адрес не определяется, или работает он с ощутимыми задержками по времени.
  • Стабильностью подключения к базе данных.
  • Временем отклика. Особенно это актуально при выполнении «тяжелых» задач.
  • Периодическим выполнением технических работ.

Советы специалистов по мониторингу серверов

готовые решенияОбеспечить простой, удобный и эффективный мониторинг состояния сервера помогут советы специалистов:

  1. Используем готовые решения.
  2. Обеспечить связь между системой и лицами, которые будут устранять поломки.
  3. Проведение дополнительных проверок при длительном отсутствии оповещений.
  4. Исключаем из работы слишком простые метрики.
  5. Доверьте мониторинг своего сервера специалистам.

Остановимся более подробно на каждом из этих моментов более подробно.

Готовые решения

Процедуры проверки на стороне сервера уже давно стандартизированы и вносить в них корректировки не стоит. Вы ведь не создаете собственную систему контроля версий, веб-сервер, операционную систему. Не стоит экспериментировать и с мониторингом. Здесь уже существуют надежные и проверенные временем решения: Prometheus, Grafana, Netdata, ELK, InfluxData и пр. Среди них есть и бесплатные. После того, как вы определите инструмент мониторинга, стоит выполнить визуализацию состояний. В результате должна получиться страница (панелька) с основными показателями. Так вам будет намного проще и удобнее контролировать их.

Обеспечение взаимодействия

Также стоит сделать так, чтобы соответствующие данные напрямую передавались лицам, которые будут устранять эти сбои, в том числе в виде кодов. Но следует понимать, что в случае возникновения авариных ситуаций визуальный мониторинг может не дать желаемого результата. Дело в то, что в большинстве случаев невозможно понять причину сбоя, только взглянув на панельку. Надо получить как можно больше сопутствующей информации. И здесь существенную пользу окажут оповещения. Они должны быть полезными, информативными и содержать те данные, которые бы хотел получить тот или иной человек. Оповещения должны содержать следующие данные:

  • то, насколько серьезная авария;
  • какие сервисы, службы она затронула;
  • какие показатели могли спровоцировать возникшие сложности;
  • какие действия должен предпринять человек (в виде инструкций), который получил соответствующее предупреждения.

Также заранее стоит подобрать подходящий для вашего бизнеса канал оповещения. Это может быть рассылка в мессенджерах, через электронную почту, корпоративную сеть и пр. Надо просто учесть, на какие каналы сотрудники компании среагируют максимально быстро. От этого зависит, насколько быстро будут устранены проблемы.

Нет оповещений – нет проблемы: меняем подход

ошибка сервераЕще один совет специалистов: не стоит думать, что, если нет оповещений от системы мониторинга серверов, значит в работе оборудования нет ошибок. Надо понимать, что сбои в работе компьютеров разного уровня сложности – это нормальное явление. И происходить они могут достаточно часто. Ситуация, когда за несколько недель работы не «вылезло» ни одно из подобных оповещений должна вас насторожить. Возможно, при выполнении настроек мониторинга была допущена какая-то ошибка, были подключены не все параметры.

Работу системы мониторинга надо постоянно совершенствовать, улучшать, добавлять новшества. Стоит использовать структурированные логи, чтобы установить наличие скрытых проблем и их первопричин. Можно применять и другие инструменты. Главное, чтобы вы получили информацию, которая позволит выявить сбои и их причины.

Долой простые метрики

Упрощенные метрики для контроля над работой сервера – не вариант, если хотите постоянно быть в курсе происходящего с вашей машиной. Почему этого делать не стоит можно понять на простом примере. Так, есть общедоступный API, выделенный специально под обработку сложных вычислительных задач. В этом случае минимизируется время отклика, пользователь получает ответ на запрос практически мгновенно. Чтобы контролировать такую работу, в настройках мониторинга указана цифра 3 секунды. То есть, если время обработки будет выше, выскочит оповещение с ошибкой.

Вроде бы все выглядит красиво. Но что получаем на практике? В статистике отображается осредненный показатель по всем запросам, ищущим через данный API. Как пример: поступает 100 запросов. 95 из них обрабатывается за 1 секунду. Остальные же 5 – по 30 секунд. Средний показатель скорости обработки – 2,45. То есть получается, что программа не будет информировать вас о сбоях. И 95 ваших клиентов будут полностью довольны скоростью взаимодействия. А вот как быть с теми 5 людьми, которым приходиться ожидать отклика по полминуты?

Это и есть наглядный пример упрощенной метрики. Поэтому от нее и стоит отказаться, чтобы не было недовольных и производительность проверялась бы по каждому пользователю.

Доверяем работы специалистам

Сделать мониторинг серверов профессионально сможет далеко не каждый системный администратор. А низкое качество системы чревато недостаточной эффективностью ее работы. Поэтому пренебрегать компетентной помощью не рекомендуется. И обратиться за этими работами стоит к специалистам компании «Xelent». В этом случае вы сможете на 100% быть уверены в стабильности работы вашего сервера.

За предварительными консультациями можно обращаться к специалистам через онлайн-форму связи или по телефону.

Популярные услуги
Получить консультацию специалиста
Персональный ассистент
Cloud.Xelent